BLOQTVAZ

Новостной портал Азербайджанцев России

Новая Месопотамия для русских грузов: страшный сон англосаксов сбывается в Баку

Не успел Владимир Путин приехать в Азербайджан, как Ильхам Алиев анонсировал вступление страны в БРИКС. И значение этого события переоценить сложно, ведь речь идет о развитии проекта коридора «Север — ЮГ», где Азербайджан должен стать новой Месопотамией. Это может говорить об одном: страшные сны англосаксов начинают сбываться. Подробнее — в материале «Точки». 

Что на повестке 

Азербайджанские представители вновь выразили готовность страны присоединиться к межгосударственной организации БРИКС. Об этом заявил посол республики в Москве Полад Бюльбюль оглы в интервью ТАСС. Причем заявление это прозвучало аккурат к визиту президента России Владимира Путина в Баку. 

И все это представляется отнюдь не случайным. В рамках встречи лидеры двух государств обсудят дальнейшее развитие «двусторонних отношений стратегического партнерства и союзничества», а также «актуальные международные и региональные проблемы». Одной из тем разговора может стать развитие транспортного коридора «Север — Юг». По мнению ряда экспертов, это имеет критически важное значение для России в борьбе с западными санкциями и обеспечении необходимой логистикой устойчивого функционирования экономики страны. Более того, есть здесь и геополитический подтекст. 

Коридор «Север — Юг» представляет из себя три маршрута: восточный (железнодорожный) пролегает через Казахстан и Туркменистан, транс-каспийский (морской) охватывает порты Ирана, и западный, тоже железнодорожный — его Иран возводит на кредитные средства.

Разговор о работе двух государств в этом направлении зашел еще в апреле текущего года, когда президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил Москву. Тогда Владимир Путин призвал и другие заинтересованные страны присоединиться к развитию коридора «Север — Юг», который соединит Северный морской путь с Персидским заливом, пройдя через территорию России, Азербайджана, Ирана и Индии. 

В чем соль 

Вступление Азербайджана именно в БРИКС как раз создаст весьма хорошие условия для дальнейшего развития и функционирования международного транспортного коридора «Север — ЮГ». Такое мнение выразил в беседе с «Точкой» доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова, член Экспертного совета организации «Офицеры России» Александр Перенджиев

«Россия, Иран и Индия, которые проходят этот путь — транспортный коридор через Азербайджан — являются странами-членами БРИКС. Азербайджан здесь является ключевой территорией по формированию этого международного транспортного коридора. И не стоит забывать, что к этому международному транспортному коридору «Север — ЮГ” подключаются и страны Средней Азии: Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан и так далее», — отмечает собеседник издания. 

По сути, на азербайджанском маршруте пересекаются все коридоры из Средней Азии. Здесь, отмечает политолог, формируется Азово-Черноморский транспортный коридор вплоть до Каспия, также эти транспортные коридоры становятся частью глобального китайского проекта «Один пояс, один путь». 

«Азербайджан здесь своеобразная современная Месопотамия. Место, где непосредственно сходились когда-то в древности торговые пути. Такое положение Азербайджана вызывает, скажем так, зависть и даже злость у наших общих противников», — говорит спикер. 

Скрежет американских зубов 

Ну а противников, пожалуй, мы знаем. Это Запад. Прежде всего, Европейский союз и США. На этом фоне Александр Перенджиев обратил внимание на то, что Азербайджан не позиционировал себя противником Запада, Штатов. Там, по словам политолога, на первое место ставилась защита собственных национальных интересов. И в этом плане, считает эксперт, интересы Москвы и Баку совпадают. 

«Эти транспортные коридоры по сути являются закладкой фундамента той самой новой глобальной экономической модели, многополярного мира. Того мира, где не будет места лидерству США и в целом Запада, а будет как раз очередь лидерства именно стран БРИКС. БРИКС на сегодняшний день является хорошей альтернативой G7. Она появилась, она укрепляется. Это новая экономическая мировая элита, которая идет к тому, чтобы перенять лидерство. И инструментом формирования и поддержки как раз являются эти самые транспортные коридоры. Поэтому для стран-участниц БРИКС важно вступление Азербайджана в Объединение», — объясняет специалист. 

И стоит отметить, что транспортные коридоры, о которых идет речь, охватывают все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, как для нефти, так и для газа. А по мнению собеседника «Точки», нельзя исключать и прокладку электросетей. 

«Запад ко всем подобным планам относится ненавистно. Во-первых, они не получают никакой прибыли и не могут контролировать эти артерии. Зато они будут приносить огромную прибыль странам БРИКС и Азербайджану в том числе. Более того, эти транспортные коридоры выглядят более выгодно, чем те, что контролируют англосаксы. Поэтому их морские транспортные коммуникации “проседают”. А наши линии действительно дают возможность быстро перебрасывать различного рода товары в рамках всей Евразии», — подчеркнул политолог. 

В заключение Александр Перенджиев добавил, что теперь одной из основных целей заинтересованных сторон станет защита транспортных коридоров от внешних врагов, чтобы не допустить повторения вопиющей истории с подрывом «Северных потоков», о чем «Точка» писала ранее. И задача это не только России и Азербайджана, а всех стран-участниц БРИКС.

Подготовила Ксения Романовская

Поделиться