Фуад Ахундов: «Памятником вандализму размером с целую страну является сегодняшняя Армения»
Армянские и проармянские круги России и Европы устраивают очередную антиазербайджанскую провокацию. Как сообщил Minval.az завсектором администрации президента Азербайджана Фуад Ахундов, по информации ряда армянских и российских СМИ, 3-4 марта проходит веб-симпозиум «Христианское историко-культурное наследие народов Армянского нагорья и прилегающих территорий», организованный Форумом армянских ассоциаций Европы (Швейцария), Эчмиадзинским монастырем и Венским клубом — Панъевропейским центром политико-экономического анализа и прогнозов — Альянс защиты мира (Словакия). На симпозиуме под председательством генерального директора Государственного Эрмитажа, (Россия) Михаила Пиотровского намечено участие большого количества малоизвестных европейских и армянских деятелей радикального христианского толка.
Как отметил Ф.Ахундов, в анонсах «симпозиума» указывается, что его цель — обсудить состояние «христианского историко-культурного наследия народов Армянского нагорья и прилегающих территорий» после 44-дневной войны, точнее, после победы Азербайджана в Карабахе.
«По всей видимости, эта победа не дает покоя проигравшим армянским лузерам и их друзьям в Европе и России», — с иронией заметил Ф.Ахундов. Далее, по его словам, организаторы провокационного «симпозиума» высказывают надуманную «обеспокоенность», будет бы «в современных политических условиях, когда националистические устремления в регионе привели к широко распространенным фальсификациям истории, служащими этой националистической пропаганде, христианские исторические и культурные памятники, в частности, оказались под угрозой». И теперь организаторы веб-семинара намерены «поднять существующие проблемы в данной области в научном сообществе, поднять их в различных международных структурах, организациях, привлечь к ним их внимание, требуя предпринять активные шаги в сохранении исторического и культурного наследия, принадлежности и самобытности». Как продолжил Ф.Ахундов, «в переводе на нормальный язык это означает, что на этом чисто армянском пропагандистском мероприятии будет выставлена на обсуждение высосанная из пальца проблема «угрозы христианскому наследию» на территории Азербайджана». Как подчеркнул завсектором администрации президента, христианским памятникам в Азербайджане ничего не угрожало и не угрожает. Достаточно напомнить, что в центре Баку стоит армянская церковь, где хранятся старинные книги на армянском языке. И участникам вебинара из «третьих стран» ничего не мешает приехать в Азербайджан, ознакомиться с ситуацией на месте и уже потом делать выводы.
Более того, участники этого вебинара вознамерились обсудить ситуацию с сохранностью христианских памятников на территории, в десятки раз превышающей площадь современной Армении, которую они с легкостью «обозвали» «Армянским нагорьем». Этот термин, напомнил Ф.Ахундов, появился в лучшем случае в XVI веке и не имеет под собой никаких исторических оснований. Но вот при этом умудрились не заметить беспрецедентной «концентрации варварства» в современной Армении, где из всего многообразного и ценнейшего архитектурного и исторического наследия осталась всего одна мечеть. А историческую застройку Еревана в 1964 году просто пустили под бульдозер,
Самое возмутительное, по словам Ф.Ахундова, то, что «на вебинаре будет полностью обойдена тема тотального уничтожения и осквернения армянской стороной в Карабахе и Армении сотен мечетей, мусульманских кладбищ, святынь и архитектурных памятников. В Карабахе уничтожены 62 из 67 мечетей. Разорены музеи. Разрушены и осквернены даже кладбища. Но о том, как мечети превращали в хлева для свиней, участники семинара говорить не желают. И интересно узнать — почему?
Напомним и о другом. Памятником вандализму размером с целую страну является сегодняшняя Армения. В Ереване, историческом Иреване, попросту уничтожен исторический центр — снесена крепость, разрушен ханский дворец, где, кстати, прошла первая постановка грибоедовского «Горя от ума», стерты с лица земли шесть из семи местных мечетей. Намеренное уничтожение историко-архитектурного «ядра» — это преступление перед историей, ответственность за которое несут армянские националистические круги. Но и об этом участники вебинара говорить не желают. Почему? Их интересует исключительно христианское наследие?»
Но если так, продолжил Ф.Ахундов, то непонятно, а вернее, слишком понятно, почему участники вышеупомянутого симпозиума не желают говорить о разрушенной армянскими оккупантами русской православной церкви в селе Куропаткино, о «приармянивании» православного храма в Шуше и о многом другом. «Не скажут на этом симпозиуме и о присвоении древнего албанского духовного и архитектурного наследия. Об уничтожении и переделывании под армянские храмы православных церквей и албанских храмов тоже не будет сказано ни слова. Более того к участию на конференции не приглашены серьезные ученые и специалисты Европы, а также нет никого из Азербайджана». Как продолжил Фуад Ахундов, «учитывая, что симпозиум пройдет в онлайн режиме (хотя организаторы скрывают ссылку, по которой можно подключиться к мероприятию и послушать выступления) мы ниже приведем небольшую историческую справку, которую также направим организаторам симпозиума», — отметил Ф.Ахундов.
Как напомнил завсектором администрации президента, «сегодня уже ни для кого не секрет, что в XVIII веке на Кавказе началась ползучая экспансия армянской церкви Эчмиадзина против слабеющей Автокефальной Албанской Церкви – одной из старейших апостольских церквей в христианском мире. Но тотальный характер этот процесс приобрел в XIX веке после массового переселения на Кавказ сотен тысяч армян, последовавшего за этим упразднения Албанской церкви и передачи всего ее церковного имущества, храмов, книг и паствы в руки Эчмиадзина. После этого армянские переселенцы волшебным образом приобрели себе «древнюю» историю, придуманную на осколках разрушенного албанского наследия и храмов.
Однако скрыть правду об этом армянской стороне не удастся, хотя бы потому, что благодаря ученым сохранились некоторые эпиграфические надписи на средневековых албанских храмах в Карабахе. В частности, Гандзасарский монастырский комплекс XIII века (Кельбаджарский район Азербайджана) являвшийся многие века резиденцией албанских патриархов, является одним из аргументов, разоблачающих ложь армянских пропагандистов.
В частности, армянский писатель XIX века Раффи (Акоп Мелик-Акопян) в своем труде «Меликства Хамсы», относительно Гандзасара писал: «Известно, что католикосат Агванка (Албании) существовал на протяжении пятнадцати веков, начиная от времен Григориса (внук святого Григора Просветителя – Р.Г.) до 1828 года. Резиденцией католикосам служили различные монастыри страны Агванк, а в последнее время — монастырь Гандзасар в провинции Хачен Карабаха» (Раффи. «Меликства Хамсы», перевод с армянского Л. М. Казаряна. Издательство «Наири», Ереван – 1991г., стр.38).
В начале XX века скрупулезное исследование Гандзасарского и других храмов Карабаха проводил известный арменист Иосиф Орбели, который затем в советское время был директором Государственного Эрмитажа (этот музей в наши дни возглавляет Михаил Пиотровский – председатель сегодняшнего армянско-европейского веб-симпозиума). Отметим, что академик И.Орбели затем стал первым президентов Академии Наук Армянской ССР. То есть обвинить его в предвзятости или какой-то особой любви к Азербайджану никто из армянских пропагандистов не сможет. Так вот, по итогам своих исследований албанских храмов в Карабахе И.Орбели подготовил в 1919 году к изданию труд «Надписи Гандзасара и hавоцптука». Однако армянская сторона тогда сделала все, чтобы этот труд не увидел свет и был предан забвению. Нам, спустя 90 лет удалось найти один экземпляр этой книги И.Орбели и понять, почему ее так боятся армянские пропагандисты.
Благодаря книге И.Орбели мы смогли сопоставить состояние надписей албанских храмов 100-150 лет назад и ныне. Удалось установить фальсификации и подлоги надписей, сделанные ныне армянами в Гандзасарском албанском монастыре XIII века. В своем труде И.Орбели в тексте и на полях собственноручно указал на некоторые ошибки и поздние вставки, сделанные при копировании и переводе тремя авторами до него: М. Бархударянцем, С. Джалалянцем и О. Шаhхатунянцем.
Также выяснилось, что ныне в Гандзасаре некоторые плиты в надписях – новые, есть надписи, где половина плит заменена на новые. К тому же отмеченные у Орбели лакуны (стершиеся буквы) ныне в надписях Гандзасара произвольно заполнены новыми буквами.
В книге И.А.Орбели «Избранные труды», ученый отмечает, что АРМЯНЕ ЗАХВАТИЛИ АЛБАНИЮ, в частности, нынешний Нагорный Карабах, Хачен. Говоря о «северной Армении», Орбели объясняет, что под этим термином подразумеваются земли Албании и пишет: «…Северной Армении, вернее — захваченных армянскими феодалами южных областей Албании, как нынешний Нагорный Карабах, и, в частности, район, примыкающий к Гандзасару…». (И.А.Орбели «Избранные труды», Ереван, 1963 г., статья «Албанские рельефы и бронзовые котлы», стр. 358.)». Как отметил Ф.Ахундов, на нынешнем этапе известным арменологом академиком Зазой Алексидзе и группой исследователей осуществлен перевод главной надписи — внутри на стене Собора св. Иоанна Крестителя в Гандзасаре, сделанной по указу албанского князя Хасана Джалала Давлы в 1240 году. Благодаря точному переводу удалось установить, что у албанских католикосов был высший в христианском мире сан- патриарший сан. В надписи впервые точно переведена титулатура албанского духовного лидера: hayrapetuthetn nersisi aluanits katolikosi (при патриаршестве Нерсеса, католикоса албан), который освятил собор в Гандзасаре. Сан Патриарха в переведенной надписи, говорил о том, что Албанская церковь тогда была независима и сохраняла свою автокефалию. То есть позиция некоторых ученых, будто бы после 705 года Албанская церковь потеряла навсегда свой автокефальный статус, ошибочна — многочисленные архивные материалы и эпиграфические надписи говорят о том, что Албанская церковь сохраняла свою независимость аж до XIX века – то есть свыше 1500 лет подряд.
Напомнил Ф.Ахундов и о том, что, кроме самого по себе Гандзасарского храма, имели историческое значение средневековые внешние стены этого монастырского комплекса, на которых также имелись многочисленные древние надписи, сделанные в период существования Албанской патриархии. Этим стены многократно подвергались армянским «реставрациям» — в XIX веке, в начале XX века, в советское время – в 1980-ые гг., когда они были почти полностью изменены. А оставшиеся некоторые следы подлинной древности были уничтожены в 2011 году, когда внешние стены Гандзасарского монастыря были полностью облицованы новым каменным покрытием.
В результате исчез целый слой албанской культуры и надписей, чему возмущались даже в армянских СМИ и социальных сетях. Возмущались и ученые. Именно уничтожение старой стены Гандзасара стало одной из причин, по которой армянская сторона не может добиться включения Гандзасарского монастырского комплекса в список наследия ЮНЕСКО (не считая такой «мелочи», что расположен этот храм на территории Азербайджана, и армянская заявка только по этой причине абсолютно некорректна).
Как подчеркнул Ф.Ахундов, «многочисленные надписи Гандзасара опровергают утверждения армянских и проармянских ученых, будто бы уже в Средние века и позже не существовало албанского народа и у него не было этнического самосознания. В частности, надписи Гандзасара четко фиксируют, что эти земли принадлежали албанскому народу, управлялись Албанскими князьями и Албанской церковью. А многочисленные тюркские имена, титулы и слова в надписях говорят о серьезной роли тюркского элемента и наследия в христианской албанской истории региона. В частности, тюркские слова «алтун» (золото), «Мелик атайи» (отец Мелик), правитель Хачена именуется по-тюркски «Хачино атабагин» (Хаченский атабек), отмечается, что эта земля находится под властью атабека («ишханутйамб атабагин»), упоминаются тюркские имена таких вельмож как Улубек, женские имена правительниц: Мина Хатун, Мама Хатун и др. Часто в надписях Гандзасара встречаются тюркские имена Велиджан, Амирхасан, Атабаг, Кочубек, Джанибек, Джалалбек, Аруз». Также Ф.Ахундов отметил, что игде в надписях Гандзасара и других древних албанских храмов не упоминается слово «Армения»/«Хаястан» или «армяне»/«хайи». Все это еще раз подтверждает, что современный армянский народ, а точнее хайский (гайканский) народ является на Южном Кавказе пришлым, и что его представители, поселившись на землях бывшей Кавказской Албании, банально присвоили албанское и монофизитское наследие местных народов Кавказа. Более того напомним, что до недавнего времени «армянами» называли любого человека исповедовавшего армянское григорианство. То есть слова «армянин», «армянский» имели не этническим, а религиозным маркером. Поэтому до наших дней сохранились книги и крупицы наследия армяно-кипчаков, армяно-татов, армяно-курдов, части айсоров, несториан, удин и других народов, чье наследие было уничтожено или присвоено со стороны армянской церкви Эчмиадзина.
Как отметил в завершение Ф.Ахундов, «азербайджанский народ всегда бережно относился к духовному и архитектурному наследию любых народов и конфессий. На этом фоне резко контрастирует поведение Армении. И сегодня ученые, которых беспокоит исключительно «сохранность христианских памятников в Азербайджане», не могут не задумываться, что они по сути становятся соучастниками заведомых провокаций. И это их осознанный выбор со всеми вытекающими, прежде всего в сфере репутационных потерь».