BLOQTVAZ

Новостной портал Азербайджанцев России

Минская неожиданность. Для чего глава правительства Армении летал в Белоруссию

Визит премьер-министра Армении Николы Пашиняна в Минск для участия в Евразийском межправительственном совете — событие, которое можно назвать неоднозначным, если следовать логике самого политика: три недели назад глава Армении отказался от поездки в Москву на парад Победы, сославшись на сложную эпидемиологическую ситуацию в республике. Зачем Пашинян ездил в Белоруссию — пыталась понять «Лента.ру».

За минувшие три недели, прошедшие со дня проведения парада в Москве, ситуация с коронавирусом в Армении не улучшилась — карантин в республике был продлен до 12 августа, но прилететь в столицу Белоруссии армянскому премьеру это не помешало. Несмотря на то что Пашинян является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами и покидать страну в непростой период — нелогичный шаг для политика.

Евразийский межправительственный совет в Минске, 17 июня 2020 год

Евразийский межправительственный совет в Минске, 17 июня 2020 годФото: Дмитрий Астахов / РИА НовостиПремьер-министр Армении Никол Пашинян, премьер-министр Белоруссии Роман Головченко, премьер-министр Казахстана Аскар Мамин, премьер-министр Киргизии Кубатбек Боронов, премьер-министр РФ Михаил Мишустин и глава Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович (слева направо)

Двойные стандарты

Единственным логичным предположением, способным объяснить, почему главе Армении пришлось изменить отношение к проблеме коронавируса и покинуть страну, может быть попытка добиться от партнеров по межправительственному совету, в первую очередь России, благосклонного отношения в вопросе обострения ситуации на армяно-азербайджанской границе. Виток конфронтации закрутился 12 июля и не затронул Нагорный Карабах, считающийся международным сообществом оккупированной Арменией территорией — впервые за долгий период военнослужащие обеих сторон ведут бои в 300 километрах от линии карабахского фронта. Тем не менее ситуация выглядит опасной, поскольку представляет собой открытое противостояние государств, одно из которых пользуется правом на коллективную оборону в рамках членства в ОДКБ.

Надо сказать, что в ходе визита в Минск Никол Пашинян занял двоякую позицию. С одной стороны, в своем официальном заявлении он в нейтральном тоне подчеркнул необходимость мирных переговоров с руководством Азербайджана, к слову, только потом коснувшись вопросов, внесенных в повестку заседания Евразийского межправительственного совета. С другой — в кулуарах саммита глава Армении стремился рассказать «правду» о текущем обострении, обвиняя некую третью сторону в подстрекательстве к конфликту.

Обращение Пашиняна к помощи ОДКБ, как предполагал ряд экспертов (о чем ранее писала и «Лента.ру»), можно расценивать как попытку втянуть в текущий конфликт Российскую Федерацию. В частности, армянский премьер играет на том, что у ОДКБ есть обязательства по защите Армении, а отказ организации «разводить» стороны продемонстрирует ее недееспособность.

Зачем мог понадобиться конфликт на армяно-азербайджанской границе Это притом, что сам Пашинян частично дискредитировал взаимоотношения Еревана с партнерами по международному содружеству. Во-первых, еще находясь в армянской оппозиции, Пашинян последовательно выступал за выход республики из ОДКБ. Во-вторых, после его прихода к власти в 2018-м почти сразу был арестован Юрий Хачатуров, занимавший на тот момент пост генерального секретаря организации. Затем именно Ереван долгое время блокировал назначение нового генсека.

Равноудаление

Апелляция Пашина к поддержке ОДКБ и России, в частности, выглядит по меньшей мере наивно, учитывая нескрываемые проамериканские симпатии армянского премьера. Например, сразу после прихода к власти глава правительства Армении сделал ряд красноречивых кадровых решений — в частности, привел с собой некоторые фигуры, которые обоснованно подозреваются в связях с проамериканскими структурами, в частности с фондом Сороса. Например, экс-координатор избирательных программ организации Transparency International Армен Григорян был назначен на должность главы Совета национальной безопасности, начальником Государственной контрольной службы стал Давид Санасарян — бывший представитель прозападной партии «Наследие», возглавляемой американским армянином Раффи Ованнисяном.

Последний стал известен тем, что во время антироссийских выступлений забрасывал яйцами здание посольства России. После прихода Пашиняна к власти было возбуждено уголовное дело против Южно-Кавказских железных дорог (ЮКЖД, дочерняя компания РЖД).

Военнослужащие на параде в рамках совместных учений Коллективных сил оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности, 2019 год

Военнослужащие на параде в рамках совместных учений Коллективных сил оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности, 2019 годФото: Алексей Куденко / РИА Новости

Также начались преследования партии «Процветающая Армения» — единственного движения в парламенте, выступающего за активное сближение с Россией. В настоящее время лидер партии Гагик Царукян является фигурантом трех уголовных дел.

Соответственно, если в Москве один раз уже сделали вид, что забыли обо всех вышеперечисленных фактах и в январе 2019 года даже частично удовлетворили попытку Пашиняна встретиться с президентом РФ Владимиром Путиным вне согласованного рабочего графика (тогда его принял премьер-министр Дмитрий Медведев), можно с высокой долей уверенности говорить о том, что в текущей ситуации рассчитывать на стопроцентную поддержку России Пашиняну не приходится, так как в армяно-азербайджанском противостоянии Кремль принципиально занимает равноудаленную позицию от обеих сторон конфликта. О чем уже официально объявил МИД России: «Считаем недопустимой дальнейшую эскалацию, угрожающую безопасности региона. Призываем противоборствующие стороны проявлять сдержанность и строго придерживаться режима прекращения огня».

К слову, в 2019 году глава российского МИД Сергей Лавров на встрече с азербайджанским коллегой говорил о важности стратегического партнерства в военно-технической сфере между Россией и Азербайджаном. «Мы развиваем это сотрудничество абсолютно транспарентно, в полном соответствии с нормами международного права и с полным учетом того баланса, который в этом регионе сложился и который важен для того, чтобы здесь сохранялась стабильность», — подчеркивал в ходе встречи российский министр.

Константин Ляпунов

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *