Филипп Экозьянц: «Армянский народ зародился в XVI-XVII веках нашей эры»
— Традиционно идеологи Еревана и диаспоры говорят о том, что армяне – народ с многотысячелетней историей. Существуют ли документальные доказательства этой идеи и как оценивается возраст армянского народа по существующим документам?
— Во-первых, необходимо признать, что так говорят не только в Ереване и в армянской диаспоре. Более того, первые «свидетельства» об этом появились далеко и от современной Армении, и даже от географической области с одноименным названием.
По моему убеждению, армяне не являются отцами концепции собственной древности; мы – лишь ее носители. Истоки нужно искать в средневековой Европе. Начиная с 16 века, европейские элиты тратили огромные усилия на поиски технологий, которые позволяли бы им сохранять власть и завоевывать новые пространства, опираясь при этом не столько на силу своих армий, сколько на внутренние проблемы геополитических конкурентов. Разделения по религиозному принципу оказалось недостаточным для того, чтобы поддерживать и контролировать раскол в обществе. К тому же главный соперник Европы – Османская империя – к тому времени уже нашла формулу мирного сосуществования различных религий внутри одного государства (подобным опытом в известной истории может похвастаться лишь Российское государство). Вот тогда и стали появляться народы, история которых хранилась и переписывалась исключительно европейскими учеными. Все эти вновь созданные народы, за редчайшим исключением, оказались враждебно настроенными и к своему окружению, и друг к другу; а их «история» стала неиссякаемым источником взаимных претензий. Таким образом, народы стали подконтрольными своим создателям.
Армянский народ зародился в XVI-XVII веках нашей эры. Предвестником его появления стали названия физико-географических областей: Большая Армения, Малая Армения, Высокая Армения; жителей этих областей в скором времени стали называть армянами. Ключевым аргументом сторонников концепции «древности» армянского народа является армянский язык, но факты говорят о том, что армянский язык создавался в XV-XVII веках нашей эры, соответственно, и армянский народ появился не ранее этого времени. Следует уточнить, что в словарях XVI-XVII веков слово «народ» не имело того смысла, который мы вкладываем в него сейчас.
Пропаганда армянской «древности» ссылается на тексты, написанные на армянском языке, большая часть которых хранится в Матенадаране и на острове Святого Лазаря. Однако есть большие проблемы с датированием этих текстов не только потому, что сам процесс датирования сложный и не существует методов, дающих стопроцентную уверенность в результате, но и потому, что ни Матенадаран, ни мхитаристы не позволяют проводить независимую экспертизу имеющихся у них рукописных текстов.
«Древнеармянские» тексты сегодня привлекают внимание ведущих специалистов в области датирования, которые имеют все основания предполагать, что все они написаны после второй половины XVIII века и зачастую являются искаженными переводами греческих, латинских и других письменных источников.
— Те же люди, говоря о возрасте армянского народа, ссылаются на существование на территории современной Армении древнего государства Урарту. Являются ли действительно жители Урарту предками современных армян?
— Совокупность строений с сомнительными датировками, называемую сегодня древним государством Урарту, вообще трудно связать с современным миром, а уж с конкретным современным народом так и подавно. Что такое Урарту? Это несколько надписей на камнях, оригиналы которых утеряны или испорчены, это некие названия в «древних» текстах, похожие (по мнению некоторых исследователей) на слово Урарту, и, наконец, обнаруженные археологами строения, которые сами по себе не содержат ни камней с надписями, ни рукописных текстов. Мне кажется, человеку, находящемуся в здравом уме, понятно, что связь между современными армянами и «урартийцами», мягко говоря, «притянута за уши».
— Что, в таком случае, можно достоверно сказать о происхождении армянского народа?
— По моему убеждению, народы – это недавнее изобретение нашей цивилизации. Все сегодняшние народы были населением, естественным образом состоявшим из больших и малых семей. Во-первых, это были подданные различных государей и, таким образом, они были разделены территориально. Во-вторых, это были подданные различных патриархов или иных духовных лидеров, и, таким образом, они были разделены в духовном плане. Кстати, в словарях XVII-XVIII веков армянами называли исключительно религиозные общины.
— И еще один вопрос, теперь о современности, о целостности армянского народа: в чем сегодня состоят различия в интересах и менталитете населения Армении и диаспоры, проживающей как на постсветском пространстве, так и на Востоке и Западе?
— Армянская диаспора неоднородна ни в пространстве, ни во времени. Например, харьковские армяне, которые являлись, в основном, переселенцами из Турции, кардинально отличаются от армян из Армении, Азербайджана и Грузии последней волны эмиграции 1990-х годов. Между этими людьми очень мало общего – если учесть, что потомки переселенцев из Турции почти не говорят по-армянски, то из общего у них осталось лишь вера в «древность» армянского народа. Если же говорить обо всей диаспоре, то каждая волна расселения армян приносила в мир свое понимание армянства, так что армянская диаспора – это очень разношерстная публика, часто с диаметрально противоположными взглядами в вопросах политики, истории, воспитания, образа жизни и так далее. Единственным раствором, который удерживает здание диаспоры от распада, является «древняя история», полная «независимых» армянских царств, без которой армянство стало бы скучным и неинтересным замкнутым мирком, переплетенным чисто практическими связями и интересами.
Я не называю главной образующей идеей армянства «геноцид» потом, что сам «геноцид» является вторичным и происходит как раз от идеи «древности», якобы дающей право на так называемое восстановление государственности. На деле же идея «древности» не дает никаких прав никому, в том числе и армянам, но зато легко превращает близких и родных людей в непримиримых врагов.
Хочу добавить, что, говоря о диаспоре, мы редко говорим об ее огромной части, проживающей в Турции. А ведь потомки тех, кто называл себя армянами 4-5 поколений назад, никуда не делись, они живут в Турции, только моих родственников там более двух сотен человек, о которых мне точно известно. Но отказавшись от исторического вымысла и притязаний на отдельное государство, они в глазах остальных армян перестали быть армянами, перестали считаться частью диаспоры. Есть еще одна, на мой взгляд, главная причина, почему турецкие армяне опасны для всей диаспоры. Она заключается в том, что турецкие армяне помнят и хорошо знают, что мы с турками – родня, самые близкие народы, а когда-то и вовсе были одним целым.
И если уже говорить об исторической справедливости, то прежде всего необходимо переименовать Республику Армения в Республику Южная Армения. Это следует сделать для того, чтобы ни у кого не возникало иллюзий, будто бы армяне Республики Армения выражают мнение армян всего мира.