BLOQTVAZ

Новостной портал Азербайджанцев России

История, которую мы ненавидим. Филипп Экозьянц.

Братья армяне, нас долгое время вводили в заблуждение в отношении нашего западного соседа, с которым мы несколько столетий наверняка были одной семьей. Я говорю о Турции. Спекулируя трагическими событиями в начале 20 века в Османской империи, определенные силы, заинтересованные в нашей слабости, сделали из турецкого народа заклятого врага армян. В молодости я тоже придерживался такой точки зрения. Я просто повторял то, что говорили мои сородичи, а они повторяли то, что говорили им, и все это мы брали из бесчисленного множества книг. Сегодня я убежден, что все книги, из которых следует, что турецкий народ враг армянскому, а Османская империя была тюрьмой народов, написаны либо врагами нашего народа, либо глупцами.

Я понимаю, что моих усилий недостаточно, чтобы изменить эту ситуацию. Но верю, что разумных людей в нашем народе достаточно, и они поддержат меня.

Начну с известных всему миру исторических фактов.

После падения Константинополя в 1453 году Мехмед II не тронул христианское население города, а наоборот, даже сохранил институции христиан, и конкретно Константинопольскую православную церковь.

Через 8 лет правления в 1461 году Мехмед II основал Армянский патриархат Константинополя.

И если говорить об изначальном отношении Османской империи к различным религиям, то нужно добавить, что в 1492 году во время Испанской инквизиции Баязид II – это уже сын Мехмета Второго — направил турецкий флот в Испанию для спасения мусульман и сефардов, которые вскоре осели на территории Османской империи.

Мы, современные армяне, гордимся и трепетно изучаем византийский период нашей истории. Нам говорят, что несколько византийских императоров были армянами. И мы повторяем это на каждом шагу, даже несмотря на то, что по сохранившимся свидетельствам большинство из этих императоров были пьяницы, развратники, подлецы и убийцы; и нормальному человеку гордиться здесь особо нечем.

А многие ли из нас помнят о том, например, что в Византии армянам было запрещено строить церкви в столице? Многие ли хотят вспоминать о том, что только с приходом к власти османов армяне получили право строить церкви и создать свой патриархат? Однако именно эти «ужасные-ужасные османы» позволили и помогли нам сделать это.

Судя по всему, именно с приходом к власти османов армяне стали полнокровными гражданами государства, в котором жили. (А я лично убежден, что армяне и были османами, и никакого деления на этнические группы или народы в современном понимании этого слова тогда не существовало, а слова: армяне, греки и так далее обозначали тонкости конфессиональных различий. Повторяю, это мое личное убеждение, но я все равно хочу сказать здесь о нем.)

Вернемся к общеизвестным фактам.

Население Османской империи делилось на религиозные общины. Образ жизни в каждой религиозной общине был уникальным, непохожим на другие, и представителям различных религий было бы очень сложно устраивать совместный быт. К тому же в те времена религиозные обряды имели гораздо большее значение для верующих и им отводилось немалое время в повседневной жизни. Поэтому деление на религиозные общины было очень удобным и естественным.

Кроме того, население империи делилось на касты. Что тоже было естественным делением общества и остается таким и по сей день. Причем, во всех кастах – сверху до низу – присутствовали представители всех религиозных общин, то есть не было и намека на дискриминацию какой-то из общин.

Мехмет Второй, придя к власти, организовал немусульманское население империи в три основные общины. Ими стали христиане-монофизиты во главе с католикосом, то есть – армяне; все остальные христиане во главе с Вселенским Патриархом; и иудеи. Впоследствии, эти общины превратились в миллеты.

Миллет – это уже не просто религиозная община. Миллет – это религиозная община, имеющая свои собственные автономные административные учреждения: суды, школы, больницы и так далее. По сути, это были микро-государства в государстве или, говоря более современным языком, это были религиозные автономии внутри Османской империи. Согласно этому устройству, в Османской империи иудея судили по иудейским законам, христианина по христианским, мусульманина по мусульманским.

В начале 20 века таких миллетов набралось уже 17.

Нужно заметить, что христианское и иудейское население Османской империи имело и время, и склонность к гражданским наукам. И целые отрасли экономики, преимущественно городской, находились в руках именно христианского и иудейского меньшинств. Мусульмане же склонны были больше к военной службе, что приветствовалось и самим исламом. Наверняка, для вас не новость, что христианину – настоящему верующему христианину – религия вообще запрещала, да и запрещает носить оружие и тем более убивать людей, даже если эти люди твои враги и угрожают твоей жизни. Да, такие суровые правила прописаны для христиан в Священном писании. Я надеюсь, мне не нужно здесь цитировать евангелие или одну из 10 заповедей. Столетия назад люди называли себя христианами не потому, что жили в христианской стране или принадлежали к христианской общине, как это делается сегодня, например. А потому, что исполняли христианские заповеди и соблюдали все правила общежития, прописанные в Ветхом и Новом заветах. Поэтому и к войне, и к оружию у христиан было свое особенное отношение – и это одна из причин, по которой христиане не очень-то стремились заниматься военным делом.

Однако, как полноправным гражданам Османской империи христианам, конечно же, приходилось участвовать в защите своего отечества. И они делали это. Христианские общины отдавали в армию своих мальчиков так же, как и мусульмане. Но в армии мальчики из христианских семей принимали Ислам и только тогда становились полноценными воинами. Поскольку, повторяю, полное соблюдение христианских заповедей было несовместимо с воинской службой.

Кроме того, и мусульмане, и христиане, и иудеи в те времена были гораздо ближе друг другу, чем сегодня. Все они назывались ЛЮДЬМИ ПИСАНИЯ. И смена вероисповедания ради права защищать свою родину не расценивалось, как что-то из ряда вон выходящее. Нужно отметить, что в массовом порядке христиане становились мусульманами только ради прохождения воинской службы. При этом выходцам из христианской среды были открыты пути в высшее руководство османской армии, в том числе на службу к самому султану. И здесь, как мы видим, также обошлось без дискриминации.

Мусульманское же население без всяких религиозных трансформаций прямиком попадало в армию и обеспечивало защиту государства и порядок в нем.

Что касается государственных указов о запрете ношения оружия христианами, то такой – да, действительно — появился в 1911 году. Его можно увидеть, его можно прочесть. Этот закон был принят младотурецкими правителями. А в середине 19 века были указы, запрещающие носить оружие всем, кто не состоит на воинской службе или в органах правопорядка. И эти указы касались абсолютно всех граждан Османской империи.

400 лет мы были одним народом. Мы были османами. Нас разделили, нас научили ненавидеть друг друга. Это сделали худшие из нас по наущению внешних врагов Османской империи. Османская империя была одним из величайших государств на земле. Она была нашей родиной. И нашим общим домом.

В следующий раз поговорим об армянской письменности. Обещаю, как и сегодня, использовать только те факты, что известны и признаны всем ученым миром.

Братья армяне! Народ Хай, давайте вспоминать свою настоящую историю. Это трудно. Но это – как найти своих настоящих родителей.

https://cont.ws/@melkicedek/680366
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *