Церковь Газанчи в Шуше: как армяне присвоили православный храм? — ФОТОФАКТ
На протяжении всей истории на территории Карабаха армян не было. По этой причине наличие армянской церкви в Шуше невозможно. Это подтверждается историческими фактами, и все выдвинутые армянами по этому поводу мнения необоснованны. Согласно имеющейся у нас информации, фундамент этой церкви был заложен после 1806 года на территории Карабахского ханства. Об этом Oxu.Az сказал доктор философии по истории Адалят Мустафаев.
Он отметил, что была сфальсифицирована история не только церкви Газанчи в Шуше, но и памятников албанского периода в Карабахском регионе Азербайджана.
«Однако несмотря на это, была проанализирована история процессов, происходивших в Шуше во времена Панахали хана и после него. Согласно анализу, в Шуше не было христианского храма, пока этот регион не был оккупирован царской Россией. После того как царская Россия оккупировала Южный Кавказ и разместила свои силы на территории Карабахского ханства, в 1805 году был заключен договор. Далее следуют факты размещения в этом регионе российских офицеров, солдат. Поскольку в то время в регионе не было христианской церкви, для службы офицеров строились храмы. Эти сооружения занимали небольшую территорию, как Русская православная церковь.
Постепенно во время проводимых на территории строительных работ этот храм также расширяется. С годами начинается переселение армян на территорию Карабаха. Так, на территории Карабаха после прихода генерала царской России армянского происхождения Мадатова наряду с этим переселением проводится якобы реставрация исторических памятников. В результате православная церковь Газанчи впоследствии стала функционировать как армянский храм. Нет никаких фактов того, что храм, на который претендуют армяне, был построен в 1868-1887 годах. Это необоснованное утверждение», — сказал А.Мустафаев.
Он также добавил, что в истории встречаются документы о фактах переселения армян на территорию Карабаха.
«Если мы копнем глубже, обнаружим еще один исторический факт: Петр I в 1724 году издал манифест о переселении армян в прикаспийские области, однако этот план не реализовался. Спустя годы эти переселения осуществлялись на основании соответствующих договоров. Есть также информация о том, что в ходе переселения в 1823 году на территории церкви, а также на Гянджасарского монастыря были поселены 19 армянских семей. Поэтому существующие на этих территориях церкви к армянам никакого отношения не имеют.
После процесса реставрации этих религиозных памятников возникли условия для распространения ложной информации. Процесс реставрации продолжался даже в советское время. Также отмечу, что фальсификации нашли свое отражение и в работах армянских историков, проводивших исследования армянских исторических памятников. Накануне начала конфликта в Карабахе, в 1988 году в Москве принимается постановление «О мерах по ускорению социально-экономического развития Нагорного Карабаха в 1988-1995 годах».
В этом постановлении было особо отмечено, что к работам по восстановлению и исследованию исторических памятников в Карабахе должны быть привлечены армянские исследователи. Таким образом проводился процесс реставрации и фальсификации памятников. Присвоение армянами не принадлежащих им церкви, храма является армянской политикой, проводимой в течение того периода», — сказал А.Мустафаев.