BLOQTVAZ

Новостной портал Азербайджанцев России

Попытка Кочаряна прийти к власти и сорвать договор по Карабаху станет самоубийством для Армении

Если кто-либо в Армении попытается отказаться соблюдать трехстороннее соглашение по Карабаху от 10 ноября 2020 года, тот является самоубийцей. 

Если смотреть правде в глаза, то собственно Армения в результате войны с Азербайджаном осенью прошлого года особенно не пострадала, чего нельзя сказать о почти полностью уничтоженном армянском квазигосударстве на ранее оккупированных азербайджанских землях. Если не считать гибели 5-6 тысяч граждан этой страны в ходе боевых действий за пределами ее суверенной территории, ресурсного и инфраструктурного ущерба Армения практически не понесла (естественно, без учета территориальных потерь в результате демаркации и делимитации государственной границы с Азербайджаном, но и влияние этих потерь не особо ощущается, пока данный процесс происходит в далеком от Еревана Зангезуре). В результате поражения в войне жизнь абсолютного большинства простых армян практически никак не изменилась, за исключением семей погибших и искалеченных военнослужащих. Поэтому они перенесли данный факт эмоционально болезненно, но без трагического надрыва. В армянском обществе все более явной становится тенденция формирования и даже артикулирования пацифистских настроений вследствие пусть запоздалого, но все-таки осознания ошибочности и ущербности проводимого на протяжении 30-и лет национальной независимости государственно-политического курса. 

Как передает bloqtvaz.ru об этом в интервью Day.Az сказал российский историк, политический аналитик, профессор Олег Кузнецов.

По его словам, как личную трагедию разгром в войне воспринимает и переживает незначительная часть — не более десяти процентов населения Армении, да и то лишь выходцы из Карабаха и те, кто был финансово-экономически связан своим бизнесом с этим регионом.

«Именно они выходят на акции протеста против правительства и лично премьер-министра Пашиняна, видя в них главных виновников поражения страны и своей связанной с ней личной трагедии. Но число недовольных нынешними властями страны в Армении не так уж и велико: в акциях протеста принимают участие в среднем порядка 5-7 тысяч человек за раз, что не идет ни в какое сравнение с 200-тысячными народными манифестациями в поддержку Пашиняна в апреле-мае 2018 года. Фактически, можно говорить о том, что широкие массы армянской общественности остались инертны к факту военного поражения своей страны, что не дает оснований говорить о наличии какого-то обществннно-политического кризиса в Армении: народ в принципе не выражает активного недовольства «верхами», массово и активно не поддерживает акции оппозиции, а поэтому нет основания говорить о наличии в этой стране какой-то революционной ситуации», — заявил он.

По мнению нашего собеседника, Никол Пашинян поставил перед собой цель устранить из всех сфер политической, экономической и социальной жизни Армении людей из пресловутого «карабахского клана», а по сути — освобождение страны от пророссийского влияния. Он также добавил, что полный разгром карабахской группировки вооруженных сил Армении в войне с Азербайджаном лишил своих оппонентов из карабахского клана их фундамента и питательной почвы.

«Лишившись своей базы в Карабахе, карабахский клан внутри Армении автоматически перестал представлять собой какую-то реальную политическую и финансовую силу, что наглядно показала ситуация вокруг недавнего вояжа в Москву экс-президента Роберта Кочаряна, закончившегося ничем, точнее — нарочито громким и таким же пустым заявлением о его возвращении в большую политику в Армении», — полагает профессор.

Российский историк при этом заметил, что Кочарян заявил об этом своем намерении не на армянском, а на русском языке, сделав это в российском издании, подчиняющемся Маргарите Симоньян.

«То есть, по факту, он адресовал эту речь не армянскому обществу или армянскому политическому классу, а именно российскому высшему политическому руководству, которое отказало ему в контактах во время его вояжа в Москву. По сути, Кремль проигнорировал «друга Роберта». Если бы Кочарян действительно хотел заявить о своих намерениях армянскому народу, то сделал бы это на армянском языке и в каком-то популярном армянском издании. Но этого не случилось. Из чего можно сделать только один вывод — медийная Армения его абсолютно не воспринимает, и он прекрасно понимает это. Вокруг него создан или произвольно сложился информационный вакуум, который он постарается пробить через СМИ, так или иначе подконтрольные армянской диаспоре в России, ибо других ресурсов воздействия на армянскую аудиторию у него, похоже, нет», — отметил политический аналитик.

По мнению нашего собеседника, сейчас в Армении наблюдается некоторая внутриполитическая турбулентность, но она явно не критична и не представляет собой реальной угрозы для действующей власти.

«У Кочаряна нет ничего, чтобы вернуть себе власть — ни сильной политической организации (Республиканская партия Армении существует только формально, имея не более 2 процентов поддержки в обществе), ни опоры в армии (все те воинские части из Карабаха, которые Саргсян намеревался привлечь к подавлению народного недовольства его политическими махинациями весной 2018 года, физически уничтожены во время войны), ни собственного информационного лобби. Не думаю, что армянские олигархи поддержат его финансово, особенно те, чей бизнес ориентирован на Запад, поэтому и с финансами у него будут проблемы. Так что я не вижу у него ни одного реального ресурса для эффективной борьбы за власть. К тому же армянское общество в большинстве своем ненавидит Кочаряна и его окружение за то, что при его власти Армения превратилась в сырьевой придаток режима карабахских сепаратистов. Население Армении свое незавидное ныне бытие всецело связывает с годами правления в стране именно карабахского клана, что совершенно справедливо», — сообщил историк.

Аналитик подчеркнул, что сейчас сложилась парадоксальная, но очень выгодная для Пашиняна ситуация, когда лично он в одинаковой степени устраивает и Запад, и Россию.

«С Западом все понятно — он привел его к власти в Армении, и Россия уже смирилась с этим фактом. Пашинян — это объект политического инвестирования Запада, с которым тот не собирается расставаться. России Пашинян выгоден потому, что он сейчас без всяких возражений (в отличие от Кочаряна) подписывает и реализует на деле все документы по нагорно-карабахскому урегулированию, открывающие для Кремля новые торгово-экономические перспективы в регионе Южного Кавказа и всей Передней Азии. Приход Кочаряна к власти свернет данный процесс, поэтому в Кремле уже давно было решено пожертвовать фигурой «друга Роберта», чтобы приобрести наступательную инициативу. Пашинян не пошел бы на уступки Кремлю в Карабахе, если бы не получил твердых гарантий его отказа от поддержки карабахского клана, в результате чего произошел, говоря шахматным языком, размен фигурами. Поэтому Пашинян себя гарантировал внешнеполитической поддержкой со всех сторон, что лучше всего свидетельствует о стабильности его режима в Армении. А это, в свою очередь, гарантирует непрерывность и поступательность процесса послевоенного урегулирования вокруг Нагорного Карабаха», — подытожил Олег Кузнецов.

Абдул Керимханов

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *