BLOQTVAZ

Новостной портал Азербайджанцев России

Гейдар Алиев и подготовка национальных военных кадров в советское время

[metaslider id=»87″]

Самой главной задачей, с которой столкнулось молодое азербайджанское государство после обретения независимости в 1991 году, было строительство Вооруженных Сил. И основной проблемой стала острая нехватка профессиональных военных кадров, что являлось фундаментальной проблемой для молодого азербайджанского государства, которое с первых же дней своего существования было вынуждено вести оборонительную войну с сильным и опасным противником.

Естественно, вставал вопрос, почему сложилась такая ситуация, что,когда началось строительство национальных Вооруженных Сил в Азербайджане остро не хватало офицеров и военных специалистов? Почему военная составляющая нашего общества оказалась такой слабой?

Ведь длительное время — в борьбе с иноземными завоевателями, а также в сравни-

тельно недавнюю историческую эпоху присоединения к России, в ходе Второй мировой войны — азербайджанские воины великолепно проявляли себя в качестве конников, стрелков, артиллеристов (одни царские генералы АлиагаШихлинский и СамедбейМехмандаров чего стоят!), танкистов (генерал Ази Асланов), отличились в воздушных боях и летчики-азербайджанцы (Гусейнбала Алиев, Зулейха Сеидмамедова), участвовали азербайджанские бойцы и в партизанском движении, даже прославились в европейском Сопротивлении (Героя Советского СоюзаМехтиГусейнзаде, кавалера ордена Почетного легиона АхмедияДжебраилова, МирдаматаСеидова и поныне помнят в Италии и Франции) и другие. Примеры можно было бы продолжить. Воинская жилка есть. Но куда это делось? И вина в том, я думаю, что в Азербайджанской ССР не занимались военной, армейской подготовкой основательно, по-государственному.

К сожалению, надо признать, что за исключением периода правления Азербайджанской ССР Гейдаром Алиевым, более никто ни до него, ни после него не уделял должного внимания подготовке национальных военных кадров, военно-патриотическому воспитанию молодежи.

С учетом того, что работа, проведенная Г.Алиевым по подготовке национальных военных кадров, мало изучена, я решил в отдельной статье (как и обещал ранее) осветить ту работу, которая была проведена им в деле подготовки национальных военных кадров в советское время.

Говоря об отношении к военному делу в азербайджанском обществе, надо сделать небольшой дискурс в историю.

Азербайджанский народ имеет древнюю историю государственности. В своей многовековой истории азербайджанский народ вышел из многих боев, отражая натиск иноземных захватчиков, защищая земли, предотвращая агрессию соседних народов, стран, провел множество боев, обеспечивая восстановление своей территории.После того, как в ХIХ веке Азербайджан был присоединен к России, и тогда, находясь в рядах царской армии, выдающиеся представители азербайджанского народа неоднократно доказывали, на что способны сыны, солдаты Азербайджана в области военного профессионализма. Ханские династии, связанные с правящими кругами того времени, отправляли своих детей на военную службу, считали это большой честью. Обучаясь в высших военных школах, они достигали высоких военных званий. Все они служили в армии царской России. Некоторые видные полководцы, генералы участвовали в войнах, которые вела Россия, и проявляли образцы героизма. Успешно служили несколько генералов из династии нахчыванских ханов: генерал Эхсан хан, генерал Кельбали хан, Гусейн хан, Исмаил хан, Джамшид хан Нахчыванские. Многие генералы из династии Бакихановых также заняли видное место в истории Азербайджана и истории русской армии, то же самое можно сказать о генералах из династии Талышхановых. Генерал Фарадж бек Агаев, генерал Агаларов, генерал Араблинский и другие — все они в XIX веке — начале XX века имели высокие генеральские звания. Более известны уже указанные выше генералы СамедбейМехмандаров, АлиагаШихлинский, завоевавшие большое уважение в русской армии. Но, это были отдельные факты военной службы представителей ханских династий. Массовый характер это не носило. Причина была в том, что после присоединения Азербайджана к России, азербайджанцы не призывались на военную службу.

Во время Великой Отечественной войны был создан новый большой корпус воинов, офицеров, генералов Азербайджана. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, в частности в ходе войны 700 тысяч азербайджанских граждан были отправлены на фронт, из них 300 тысяч погибли, не вернулись назад. Их имена будут вечно жить в памяти народа. Такие герои Советского Союза, как Исрафил Мамедов, Гафур Мамедов, Гусейнбала Мамедов, МехтиГусейнзаде, действительно проявили большую отвагу. В те годы среди азербайджанцев были офицеры и генералы высокого уровня. Генерал Ази Асланов, генерал Аким Аббасов, генерал Махмуд Абилов и многие другие азербайджанские генералы и офицеры взращены второй мировой войной.В те годы азербайджанский народ участвовал в войне в составе нескольких специальных дивизий. Начиная с 1941 года в Азербайджане были созданы 402-я, 369-я, 223-я, 416-я дивизии, которые состояли в основном из азербайджанцев. Они участвовали в обороне Кавказа, затем в изгнании войск фашистской Германии с территории Советского Союза. Эти дивизии были созданы на основе 77-й дивизии, организованной в Азербайджане в 20-е годы. 77-я дивизия также прошла очень большой героический путь. 416-я Таганрогская дивизия дошла до Берлина. 223-я дивизия участвовала во взятии Белграда, в уничтожении фашистских войск в Румынии и других странах. Все это наглядно демонстрирует способность и умение азербайджанского народа овладеть военной профессией.

Национальные дивизии, созданные во время войны, после ее окончания, в конце 1940-х, в начале 1950-х годов, были расформированы. Таким образом, офицерский корпус, состоявший из азербайджанцев, постепенно распался. Можно сказать, что в 1960-е годы уменьшилось и сошло на нет число генералов и офицеров высокого звания из азербайджанцев в Советской армии. Число азербайджанцев, поступавших в Высшие военные учебные заведения (далее ВВУЗы), исчислялось единицами. А подавляющее большинство призывников из Азербайджанской ССР направлялось для прохождения службы в строительные батальоны. Массовый характер приняло взяточничество, с целью откупиться от службы в армии. Хуже того, наметилась тенденция к уклонению от воинской службы (слабое знание русского языка, образовательный уровень, не соответствующий возросшим требованиям армии), карьера офицерадавно перестала быть престижной и т.д.В азербайджанском обществе сильно распространилось холодное отношение к военной профессии.  В чем  же была причина такого положения дел ?

Причины отлынивания от воинской̆ службы имели куда более глубокие корни. А исторический̆ нюанс заключался в том, что в царские времена азербайджанцам, как, впрочем, и некоторым другим инородцам, попросту не доверяли. Призыв на военную службу мусульман не осуществлялся. Русская армия шла в бой под лозунгом «За веру, царя и Отечество!» Мусульманам со временем предоставили возможность обойти службу с помощью выкупа. Вот и приучились, особенно на селе, откупаться от службы. И казне польза, да и если инородцы отвыкают от военного дела — царю спокойней̆. Факт того, что за 100 лет нахождения в составе Российской империи, когда население не призывалось на военную службу, конечно же сказался самым разрушительным образом на отношении к военной службе в азербайджанском обществе. Только в ходе Первой̆ мировой̆ войны патриотически настроенные азербайджанские общественные деятели добились создания воинских формирований из числа воинов-азербайджанцев. Фактическая потеря военной профессии в обществе сказалась самым негативным образом во время существования Азербайджанской Демократической Республики.

Военный призыв в Азербайджанской ССР был введен только после установления Советской власти. Но, количество лиц призываемых из Азербайджанской ССР было минимальным. Всплеск интереса к военному делу появился во время Великой отечественной войны, когда были призваны почти 700 тыс азербайджанцев, сформированы национальные дивизии, которые с боями прошли сквозь Вторую мировую войну. Но, после окончания Второй мировой войны и расформирования национальных дивизий, интерес к военной службе вновь стал угасать, а лица руководившие республикой в 50-60-е годы почти не интересовались этим вопросом.

Из-за безалаберного отношения к военной службе, к воспитанию национальных военных кадров в 50-60е годы,  к концу 60-х годов в сфере организации военного дела в республике сложилась удручающая обстановка:

  1. Количество лиц, призываемых из Азербайджанской ССР, было незначительным.

Так в 1955 году республика получила наряд на 25 704 призывника, в 1956 году на 12 883 призывника, в 1957 году на 21 785 призывников. В 60-е годы ситуация была не лучше. Наряд на призывников из Азербайджанской ССР не превышал 20-25 тыс человек. При этом подавляющее число лиц, призванных из Азербайджанской ССР, направлялись для прохождения службы не в боевые подразделения, а в строительные батальоны или в тыловые части. Число призывников из Азербайджанской ССР, служивших в боевых частях было мизерным. 

  • В 1967 году, при квоте на поступление в ВВУЗы 1170 человек, из республики

смогли отобрать и направить для поступления всего 837 человек, из которых азербайджанцев было 136. При этом в ВВУЗы поступило 223 человек, из которых было всего 31 азербайджанец. Из них в Бакинское высшее общевойсковое командное училище (далее БВОКУ) поступил 21 азербайджанец, в Бакинское высшее военно-морское училище (далее БВММУ) поступили всего 2 азербайджанца, в другие ВВУЗы всего 8 азербайджанцев. Таким образом, из общего числа поступивших в ВВУЗы жителей Азербайджанской ССР, только 15% составляли азербайджанцы.

Безусловно, в тот период в области военного профессионализма, отношения нашего народа к этому делу, мы в определенном смысле немало потеряли. Наблюдения показывают, что в 1960-х — начале 1970-х годов ежегодно в Советскую армию призывалось 20-25 тысяч молодых людей, они отбывали двухгодичную военную службу, но среди них профессиональных военных или не было, или же было очень мало. Интерес азербайджанских юношей к военному образованию очень упал.

Мы привыкли гордиться знаменитыми поэтами, композиторами, учеными, художниками. А где генералы, адмиралы, офицеры? Раз-два и обчелся. А военная косточка укрепляет нацию. Говорить о гармоничном, всестороннем национальном развитии без военных традиций — значит, сознательно упрощать проблему военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Давно замечено: более всего усваивают требования исполнительской культуры те, кто прошел школу военной выучки. Это относится и к руководителям любого ранга, и к простым служащим. Поразительным подтверждением этого наблюдения является полное отсутствие чувства ответственности в быту и в сфере политических взаимоотношений Эльчибея и его сподвижников по Народному фронту.Среди лидеров Народного фронта Азербайджана (вот уж действительно безумцы без царя в голове!), собиравшихся разгромить армянских сепаратистов, постоянно делающих хвастливые заявления, по-моему, не было ни одного отслужившего положенный срок в армии, относившегося к призыву на службу как к своему конституционному долгу. Не задумываясь над последствиями всего этого, они охотно обвешивались оружием, облачались в генеральские мундиры, каракулевые папахи, становились во главе армейских подразделений командующими. И эти люди собирались победить в войне против коварного, опасного соседа, пользующегося военно-политической поддержкой России, Европы и США! Собирались разбить хорошо обученную, сплоченную армию армянских сепаратистов, имеющих многократное преимущество в командирских кадрах, не говоря уже об участии в составе имперских войск практически во всех войнах, которые вела Россия последние 200 лет. Это показывает какое огромное значение имеет школа военной выучки и отношение к военному делу, в вопросах государственного управления.

Но, вернемся к сути нашей статьи. Организованная и целенаправленная работа по подготовке национальных военных кадров в Азербайджанской ССР началась после избрания Гейдара Алиева первым секретарем ЦК КП Азербайджанской ССР (далее ЦК КПА)  в 1969 г.С его приходом началась большая и по-настоящему государственного значения работа по улучшению всей постановки военно-патриотического воспитания, армейского дела в Азербайджанской ССР. По своему содержанию, масштабам и достигнутым результатам ее можно считать проявлением политической самостоятельности в жестких условиях единого государства.

Г.Алиев был не тот человек, которого могли остановить барьеры, возникающие на пути к поставленной цели. А тут предстояло иметь дело не с барьерами, а шлагбаумами и плотно прикрытыми вратами великого государства, в котором армия при всей своей всенародной любви оставалась секретом за семью печатями и недоступной для непосвященных.

С начала 1970-х годов, под руководством Г.Алиевав республике началось проведение огромной работы по организации военного дела, восстановлению военных традиций, увеличение интереса азербайджанских юношей к военному делу.

Работа велась по следующим основным направлениям:

— допризывная подготовка юношей,

— организация военного призыва и укрепление связей с воинскими частями,

— подготовка национальных военных кадров.

Данная работа была сопряжена с политическими трудностями, которых в своем выступлении коснулся Г.Алиев: «Как Вам известно, в прошлом я долгое время работал в органах государственной безопасности, имел воинские звания. Во время работы в органах государственной безопас­ности я был хорошо знаком с воин­скими частями, дислоцированными во всем Азербайджане, а также в СССР. Я поддерживал с ними связь, встречался с военными. Но каждый раз меня беспокоило то, что никто из азербайджанцев не состоял на офицерской должности. Мы ежегодно отправляли в армию несколько десятков тысяч молодых людей. Но подавляющее большинство их попадало в строительные батальоны. На вопрос, по­чему вы используете наших солдат в таких целях, отвечали, что, мол, зна­ете, они не владеют или же недоста­точно владеют русским языком. Это была неправда. Часть их владела и русским языком. Возможно, выход­цы из сельской местности не владе­ли или недостаточно владели рус­ским языком. Нам говорили, что, мол, в армии все связано стехни­кой, необходимо владеть языком, поэтому мы не можем направлять их в другие воинские части. Я поду­мал о том, что если они, как солда­ты, не могут занять свое место в армии, то что же говорить об офи­церах. Вообще, у правительства СССР, Коммунистической партии было такое не обнародованное решение о том, что в военные училища могут поступать, в основном, русские, ук­раинцы, белорусы. Поступление в военные училища молодежи из чис­ла других национальностей следова­ло воспринимать как крайне редкое явление. Видя все это, размышляя об этом, я думал, хорошо, мы явля­емся равноправной союзной рес­публикой Советского Союза, у нас большие полномочия. Почему же мы изолированы от армии? Значит, необходимо принять дополнитель­ные меры с тем, чтобы преодолеть это препятствие и довести азербай­джанцев в армии до командных, офицерских должностей. Поэтому после избрания в 1969 году руково­дителем Азербайджана я впоследствии, в 1971 году, занялся этим во­просом»[1].

29 апреля 1971 г. на заседании бюро ЦК КПА был обсужден вопрос о военном призыве и комплектовании ВВУЗов.  В 1970 году квота в Азербайджанской ССР на поступление в ВВУЗы была 1360 человек.  Но, было направлено лишь 910 человек, из которых поступило 367 человек.  Количество азербайджанцев среди поступивших было очень маленьким, всего 38 человек[2]. В 1971 г. в ВВУЗы поступили всего 46 азербайджанцев.

В своем выступлении на бюро 29 апреля 1971 г. Г.Алиев, в частности, сказал: «За последние 1,5 года мы уже в третий раз обсуждаем вопросы военного призыва и комплектования ВВУЗы. Это не случайно. Данный вопрос является крайне важным политическим вопросом.

У нас призыв в армию идет очень плохо. О недостатках мы ранее говорили. Но, комплектования военных училищ у нас идет особенно плохо. Я еще раз хочу подчеркнуть, что для нашей республики это является крайне важным политическим вопросом чрезвычайной важности.  Должен открыто сказать, что в прошлом у нас не было военных традиций. До установления советской власти, азербайджанцы в обязательном порядке не служили в армии. Это продолжалось почти 100 лет. Это в какой-то степени оказало свое влияние на наших людей в их отношении к военному делу. Но, нам надо устранить этот большой пробел.

Когда мы создадим свою большую школу? Когда наша республика, наш азербайджанский народ займет свое место в Вооруженных Силах и будет играть заметную роль в обороне нашего государства, внесет свой вклад в укрепление его военной силы?

Товарищ Гулиев (военный комиссар генерал-майор Муртуз Гулиев — ред.) доложил, что из отобранных для поступления в военные училища 800 человек, лишь 170 являются азербайджанцами. Но, это тоже успех. Потому-что в прошлом году их было всего 57. Если мы отбираем 1100-1200 человек (лиц отобранных и направленных из Азербайджанской ССР для поступления в ВВУЗы СССР – ред.) и 74% населения республики — это азербайджанцы, то и как минимум 74% отобранных для поступления в военные училища должны быть азербайджанцы. Если мы сможем добиться того, что все 100% будут азербайджанцами, значит только тогда мы можем считать задачу выполненной.

Если останутся нынешние цифры, то мы не справимся со своими задачами. С этой точки зрения перед нами стоит задача огромной важности и если у нас не будет национальных военных кадров, то будущие поколения не простят нам этого»[3].

Для того чтобы увеличить число азербайджанцев в квоте выделяемой республике, были и объективные трудности. Главной из которых было знание русского языка, т.к. вступительные экзамены в военные училища проходили на русском языке. Для того чтобы устранить это препятствие и лучше подготовить азербайджанцев для поступления в военные училища, Г.Алиев выступил с инициативой создать в Азербайджанской ССР школы по подобию суворовских военных школ, где желающие поступить в военные училища могли уже с школьных лет начать обучаться военному делу.  Это была важное решение в вопросе подготовки национальных военных кадров.

23 июля 1971 г. бюро ЦК КПА приняло решение «О создании спецшколы-интерната». Согласно решению, спецшкола-интернат должна была быть создана на базе интерната №2 расположенного в пос.Зых около Баку. Основной задачей создаваемой спецшколы-интерната была подготовка школьников, желающих поступить в ВВУЗы. 15 ноября Совет Министров Азербайджанской ССР принял постановление об организации спецшколы-интерната. Согласно этому решению, в течении 1971-1972 гг на базе интерната № 2 должна была быть организована спецшкола-интернат. Данной спецшколе-интернату было присвоено имя Джамшида Нахичеванского. Срок обучения был три года. Обучение должно было проходить на базе учебной программа 8, 9 и 10 классов. В спецшколу-интернат должны были приниматься школьник окончившие 7 класс и желающие в будущем поступить в ВВУЗы.

В 1971 году в спецщколу-интернат поступили первые 48 учеников в 10 класс. Из них 5 человек смогли поступить в ВВУЗы. Всего спецшкола-интернат была рассчитана на 360 учеников.

Надо отметить, что создание спецшколы-интерната им. Дж.Нахичеванского вызвало неоднозначную реакцию в союзном руководства. В 1974 г. в Азербайджанскую ССР приехала проверка из Министерства обороны и Министерства просвещения. Проведя проверку в спецшколе-интернате, они заявили руководству республики, что школа создана незаконно. Их аргумент состоял в том, что в СССР уже есть суворовские и нахимовские военные школы и необходимости создавать какую-то новую специализированную школу с военным уклоном необходимости нет. Но, руководству республики удалось отстоять принятое решение. В 1975 г. приехала новая проверка союзных органов власти, которая снова поставила вопрос о закрытии спецшколы-интерната. Но, Г.Алиеву, благодаря своим связам в Москве, удалось и в этот раз отстоять спецшколу-интернат. Чтобы больше вопрос о спецшколе-инетрнате им. Дж.Нахичеванского не поднимался, Г.Алиевпоехал в Москву, где на самом высоком уров­не обсудил этот вопрос. После чего данный вопрос был окончательно закрыт.

 В течение 70-х годов проводилась систематическая работа по улучшению материально-технической базы спецшколы-интерната. Данные вопросы неоднократно рассматривались как на бюро ЦК КПА, так и на заседаниях Совета Министров.

В 1974 г. 21 выпускник спецшколы-интерната им. Дж.Нахичеванского, в 1975 г. 24 выпускника, в 1976 г. 46 выпускников,  в 1977 г. 68 выпускников,  в 1978 г. 81 выпускник, в 1979 г. 83 выпускника, в 1980 г. 105 выпускников, в 1981 г. 107 выпускников, в 1982 г. 103 выпускников, в 1983 г. 133 выпускников поступили в ВВУЗы.

Еще одним направлением работы по организации военного дела, стали вопросы призыва. Тут был целый комплекс проблем. Во-первых, надо было добиться увеличения нарядов на призывников из Азербайджанской ССР. Во-вторых, добиться выполнения этих нарядов. Т.к. в республике были массовыми случаи, когда люди просто откупались от службы в армии. В-третьих, чтобы больше призывников из Азербайджанской ССР направлялось в боевые части.

29 апреля 1974 г. на бюро ЦК КПА вновь рассматривался вопрос о военном призыве и комплектовании ВВУЗов. В своем выступленииГ.Алиевподчеркнул,  что положение дел в этой сфере его категорически не устраивает: «Наши ребята служат или в строительных батальонах, в лучшем случае водителями. Где танкисты, артиллеристы? Где наследники генералов Шихлинского, Ази Асланова, Героя Советского Союза Исрафиля Мамедова? Почему Москва должна напоминать нам о нашем патриотическом долге?! Ведь речь идет о самом святом — защите Родины! Азербайджану с его молодой государственностью, азербайджанцам, как нации, история предоставила редчайший шанс воспользоваться опытом и возможностями одной из величайших армий современности — Советской Армии. А мы не хотим палец о палец ударить, чтобы воспользоваться этой поистине прекрасной школой воинской доблести и выучки. Откупаемся! Стыд и позор! Эта работа — на года. Надо сделать так, чтобы к службе юноши относились не как к упущенному времени, а как к гражданскому долгу и мужской чести».

ЦК ЛКСМ, как и партийные, государственные, общественные структуры, значительно активизировали работу,объединив свои усилия с Советом революционной славы, кудавходили ветераны партии, с политотделами военных частей Закавказского военного округа, Каспийской флотилии, Бакинского округа ПВО, пограничных войск и другими. Со временем сложилась четкая структурная схема взаимодействия государственных и общественных организаций в вопросах военно-патриотического воспитания молодежи.

Благодаря проведенной работе удалось добиться увеличения наряда на призывников из Азербайджанской ССР. Если в конце 60-х годов число наряд на призывников из Азербайджанской ССР составлял не более 25 000 человек, то к концу 70-х годов он уже составлял почти 75 тыс человек. Так, наряд на призывников в 1978 г. составил 65 524 человека, в 1979 году 73 273 человека. Также удалось добиться как выполнения нарядов по призыву, так и улучшить качество призывного контингента. Чтобы больше призывников из Азербайджанской ССР направлялись для прохождения службы в боевые части, критически важным было знание русского языка. Поэтому в 70-е годы проводилась большая работа по увеличению и улучшению обучения русскому языку в республике, особенно в сельской местности. Если раньше в боевые части попадало незначительно число призывников из Азербайджанской ССР, то к началу 80-х годов уже более 50% призывников из Азербайджанской ССР направлялись для прохождения в боевые части. Так 1976 ., примерно из 65 000 призывников направленных для прохождения военной службы в СА, почти 28 000 были направлены в боевые части.  В 1982 г. число направленных в боевые части призывников составило уже 39 000 человек, а в 1983 г. уже 42 000 призывников были направлены для прохождения военной службы в боевые части, что составляло 56,5% от их общего числа.

Другим направлением работы было увеличение квоты Азербайджанской ССР на поступающих в ВВУЗы и увеличение числа азербайджанцев внутри этой квоты. Работа в этом направлении была сильно запущена. Еще 12 мая 1967 г. решением ЦК КПА работа по отбору и направлению юношей для поступления в ВВУЗы признана неудовлетворительной. Данный вопрос был вновь рассмотрен на бюро ЦК КПА 29 апреля 1971 г. После решений, принятых на этом заседании, началась целенаправленная работа по увеличению числа азербайджанцев, которые поступают в ВВУЗы. После долгих переговоров с союзными кругами, Г.Алиеву удалось добиться увеличения квоты Азербайджанской ССР на поступающих в ВВУЗы. В 1972-1977 гг из Азербайджанской ССР было отобрано и направлено для поступления в ВВУЗы 8208 юношей, из которых 3398 были азербайджанцами. Из них в ВВУЗы поступило 2153 человека, из которых 694 были азербайджанцами. В 1972 г в ВВУЗы поступили 353 человека, из них  81 азербайджанец, в 1973 г. 408 человек, из них 98 азербайджанцев,  в 1974 г. 360 человек, из них 112 азербайджанцев, в 1975 г. 310 человек, из них 121 азербайджанец, в 1976 г. 334 человека, из них 130 азербайджанцев, в 1977 г. 390 человек, из них 152 азербайджанца.

Увеличить квоту Азербайджанской ССР на поступающих в ВВУЗы удалось после назначения в 1976 г. министром обороны маршала Д.Устинова, с которым у Г.Алиева были хорошие личные отношения.

Первой задачей стало увеличение числа азербайджанцев, поступающих в ВВУЗы расположенные на территории Азербайджанской ССР:  Бакинское высшее общевойсковое командное училищеи Бакинское высшее военно-морское училище. Несмотря на то, что эти военные училища располагались на территории Азербайджанской ССР, там училось считанное число азербайджанцев. Одним из первых вопросов, которые Г.Алиев поставил после назначения министром обороны Д.Устинова, было предложение, что т.к. БВОКУ находится на территории Азербайджанской ССР, то целесообразней, чтобы его начальником был азербайджанец. После того как данный вопрос был согласован, встала новая проблема, связанная с тем, что начальником училища мог быть лишь офицер имеющий высшее воинское звание. Начались поиски генерала-азербайджанца. Его нашли в Группе советских войск в Германии. Им оказался генерал-майор ВалехБаршадлы, который служил на должности первого заместителя командующего – начальника штаба 3-й общевойсковой армии. Г.Алиев пригласил его в Азербайджанскую ССР и предложил возглавить БВОКУ. В 1977 г. генерал-майор В.Баршадлы был назначен начальником БВОКУ.

Вот как вспоминал это Г.Алиев«Генерал Баршадлы — один из них. Когда я разыскал его в частях Советской Армии в Германии, он был там заместителем командующего армией. Я пригласил его в Азербайджан и назначил начальником Высшего командного училища. Начальником этого училища всегда бывал русский, а заместителями в то время, когда я работал, были несколько армян. Но это училище находилось в Азербайджане. Однако назначить генерала Баршадлы начальником этого училища было нелегко. Но я заставил назначить его и чтобы туда принимали азербайджанцев, которые обретали бы офицерскую профессию и работали»[4].

Надо отметить, что назначение азербайджанца начальником БВОКУ, где было много преподавателей и курсантов армянской народности, вызвало ряд сложностей. Они были связаны с тем, что в первый год работы В.Баршадлы из училища были отчислены и уволены ряд курсантов и преподавателей, который были армянами. По данному поводу известный советский маршал И.Баграмян обращался  к руководству МО СССР. Из МО СССР была прислана комиссия для проверки обоснованности фактов притеснения курсантов и преподавателей по национальному признаку. Но, руководству Азербайджанской ССР и БВОКУ удалось доказать абсурдность данных обвинений.

Следующим шагом стало добиться того, чтобы у Азербайджанской ССР была своя квота на поступающих в БВОКУ и БВММУ. Благодаря тесной работе с руководством МО СССР, удалось добиться выделения квоты Азербайджанской ССР на поступление в БВОКУ  — 225 человек, и на поступление в БВВМУ – 125 человек. Ране никогда такой квоты не было. Благодаря этому решению значительно увеличилось число азербайджанцев, которые начали поступать в ВВУЗы.

Так,  в 1981 г. в ВВУЗы из Азербайджанской ССР  поступило всего 804 человека, из них 416 азербайджанцев. В 1982 г. поступило всего 1086 человек, из них 691 азербайджанцев. В 1983 поступило всего 1206 человек, из них 812 азербайджанцев. А теперь сравним цифры: в 1971 году в ВВУЗы поступило 46 азербайджанцев, в 1983 году потупило 812 азербайджанцев. Т.е. число азербайджанцев поступивших в ВВУЗы выросло в 20 раз. Заслуга в этом Г.Алиева несомненна.

В 1984 году в ВВУЗы впервые поступило более тысячи азербайджанцев: 1012 человек. В 1985 году в ВВУЗы поступило 1052 азербайджанца.  С учетом того, что в конце 1960-х годов в ВВУЗы поступало 30-40 азербайджанцев, более тысячи азербайджанцев поступивших в ВВУЗы к середине 1980-х годов было огромным успехом.

Отдельно шла работа по поступлению выходцев из Азербайджанской ССР в высшие военные авиационные училища. Ведь по состоянию на начало 70-х годов в ВВС не служило ни одного азербайджанца. Началась целенаправленная работа в этом направлении. В 1976-1977 первые курсанты-азербайджанцы поступили в высшие военные авиационные училища, начав обучение на пилотов боевых самолетов или вертолетов, а также авиатехников. Хоть и на первых порах это было несколько человек, в последующем их число росло из года в год. Так была заложена основа подготовки военных летчиков – азербайджанцев. Сотня-другаямолодых азербайджанцев, влившихся в составВВС СССР, и составила позже костяк, основу национальных ВВС в независимом Азербайджане. Вот что значат национальные ориентиры в государственном мышлении!

В своем выступлении в 1998 г. по поводу 80-летия создания Национальной Армии АзербайджанаГ.Алиев так описывал проведенную тогда работу: «Во-первых, должен сегодня сказать открыто, что честь нашего народа задевало то, что в армии не было или было очень мало азербайджанцев — офицеров, генералов. С другой стороны, это нас трогало потому, что большинство мобилизованных направлялись в части второй, третьей степени, строительные батальоны. И таким образом, они за время двухлетней военной службы не могли достигнуть высокого профессионализма в военной области. Если в XIX веке, в то время, когда ставились ограничения в службе нашего народа в армии и азербайджанские ханы уделяли специальное внимание подготовке генералов, то почему во второй половине XX века мы не должны готовить из азербайджанцев генералов, офицеров высоких званий? Поэтому мы очень серьезно занялись этой работой, и в 1972 году была создана средняя военная школа имени ДжамшидаНахчыванского, сейчас она носит название военного колледжа. Но мы не остановились на этом.

В 1939 году в Азербайджане были созданы два военных училища Советской Армии. Одно из них — это общекомандное военное училище, второе — училище Военно-морского флота. Эти училища были созданы в Азербайджане с 1939 года, десятилетиями размещались в нашей республике. Однако, знакомясь в 1970 году с работой этих училищ, я увидел, что в то время, как ежегодно каждая школа принимает по 300 слушателей, в общекомандном военном училище получают образование всего 10-15 азербайджанцев, а в училище Военно-морского флота — всего 1-2 азербайджанца. Военные училища расположены в Азербайджане, Баку, однако большинство учащихся там были не азербайджанцы. Это, с одной стороны, было выражением проводимой в то время Советской властью политики. А с другой стороны, в Азербайджане холодно относились к военной профессии. Мы приняли меры, чтобы предотвратить это. Наряду с созданием военной школы Нахчыванского, мы добились того, чтобы в расположенные в Азербайджане два военных училища — несмотря на то, что они непосредственно подчинялись Москве, Министерству обороны Советского Союза, — ежегодно принимались и азербайджанцы.

С 1970 года эта работа стала продвигаться. В конце 1970 года мы ежегодно направляли из Азербайджана 800-900 человек для получения образования в примерно более чем 45 военных училищ, расположенных в различных городах Советского Союза. Делая все это, мы думали о нашем народе. Думали о том, чтобы не была забыта в народе военная специальность, — во времена царской России говорили, что «мусульмане не могут служить в армии», — чтобы народ не лишился военной профессии.

Сейчас, представьте себе, если бы мы не сделали этого, то каких бы офицеров использовали в армии после завоевания независимости? В те годы мы также занимались тем, чтобы азербайджанцев, служащих в рядах Советской Армии, выдвигали, каждое такое дело мы расценивали как важное событие для азербайджанского народа»[5].

После смерти в 1984 г. маршала Д.Устинова и назначения министром обороны маршала С. Соколова и избрания в 1985 г. генеральным секретарем М.Горбачева,  решением МО СССР квота Азербайджанской ССР на поступление в ВВУЗы была резко уменьшена. Так согласно решению МО СССР общая квота Азербайджанской ССР на поступление в ВВУЗы составила всего 396 человек, а квота на поступление в БВОКУ была сокращена с 225 человек до 33 человек. С чем было связано данное решение, можно лишь догадываться.

Руководство Азербайджанской ССР обращалось к начальнику Генерального Штаба Вооруженных Сил СССР маршалу С.Ахромееву и к министру обороны СССР маршалу С.Соколову, с просьбой отменить данное решение и оставить Азербайджанской ССР ранее выделенные квоты на поступление в ВВУЗы, но это не возымело никакого эффекта. Решение отменено не было. В 1987 г. в связи с достижением предельного возраста нахождения на военной службе был уволен в запас и освобожден от должности начальника БВОКУ генерал-лейтенант В.Баршадлы. В результате, во второй половине 80-х годов число азербайджанцев, поступавших в ВВУЗы снова уменьшилось. Если в самый пиковый период в 1985 г. в ВВУЗы поступило 1052 азербайджанца, то в 1989 и 1990 гг уже всего около 400 человек.

Конечно, за 15 лет невозможно было преодолеть и устранить все проблемы в отношении к военному делу и военной службе, которые имели глубокие исторические корни, длившиеся более 100 лет. Но, именно в этот период времени, впервые начался государственный подход к подготовке национальных военных кадров, планомерная и организованная работа и изменению отношения к военному делу в обществе.Благодаря работе проведенной в 1970 – 1985 гг, под руководством Г.Алиевым, был заложен фундамент подготовки национальных военных кадров.Именно подготовленные в основном в этот период офицерские кадры, стали первыми офицерами Вооруженных Сил Азербайджана и встали на защиту территориальной целостности республики.

В своем выступлении уже в 1995 г. Г.Алиев дал такую оценку проведенной тогда работе: «Мне очень хотелось, чтобы  в составе армии Советского Союза был бы мощный офицерский корпус, офицеры Азербайджана. Я хотел, чтобы азербайджанские офицеры заняли достойное место в Советской армии, защищали бы позицию нашей республики и смогли распространить влияние Азербайджана во всем Советском Союзе»[6]

Много сил и энергии было потрачено для приобщения азербайджанского юношества к военному делу. Скольким молодым людям благодаря этому удалось получить прекрасное военное образование, скольким привит был вкус, потребность к военной карьере! Реализовать эти замыслы, пробить в московских инстанциях, где всегда настороженно относились к новшествам в сфере обороны, оберегая армию, от излишней «национализации», стремясь сохранить ее первозданную русскость, партийному секретарю из небольшой, в общем-то, республики, не блиставшей военными успехами в прошлом, было отнюдь не просто. И все же удалось шаг за шагом переломить инертное отношение к воинской службе, к воинскому делу.И вклад в ее осуществление Гейдара Алиева огромен и несомненен. Воздадим ему должное за это.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *